Проект Мобильный Офис Проект Мобильный Офис

на главную

ТехподдержкаСтатьи

Техподдержка:

Стандарты и технологии

Статьи

Обзоры

Глоссарий

Драйверы

Ссылки





Как выбрать аккумулятор для мобильного телефона

Представьте такую ситуацию. Вам в руки попал подержанный "мобильник" вместе со старым аккумулятором. Последний пока вроде бы работает. Но рано или поздно все равно придется покупать новый. А может, вы решили приобрести запасной аккумулятор к своему новому аппарату. Какой же выбрать? Никель-кадмиевый (NiCd), никель-металлгидридный (NiMH) или литий-ионный (Li-ion)? Говорят, появились еще и литий-полимерные аккумуляторы (Li-рol). А какая емкость предпочтительнее? Вопросов много. Попробуем разобраться во всем по порядку и рассмотрим основные достоинства и недостатки каждого типа.

Никель-кадмиевые (NiCd) аккумуляторы

NiCd-аккумулятор - ветеран на рынке мобильных устройств связи. Имеет массу достоинств:

  • превосходная работоспособность в широком диапазоне температур, в том числе и при отрицательных;
  • длительный срок службы: свыше тысячи циклов заряда/разряда;
  • слабая чувствительность к неправильной эксплуатации;
  • легкое восстановление при понижении емкости и после длительного хранения;
  • низкая цена.

Недостатки, разумеется, тоже есть:

  • необходимость периодически полностью разряжать аккумулятор для устранения "эффекта памяти";
  • высокий саморазряд (до 10% в течение первых 24 часов);
  • большие габариты.

Из-за размера и проблем с утилизацией (кадмий требует специальной утилизации) NiCd-аккумуляторы постепенно покидают рынок сотовых телефонов.

Никель-металлгидридные (NiMH) аккумуляторы

NiMH-аккумулятор пришел на смену NiCd. Его отличает:

  • большая (примерно на 30%), чем у NiCd-аккумуляторов, емкость при тех же габаритах;
  • меньшая, чем у NiCd, склонность к "эффекту памяти" - циклы восстановления нужно выполнять реже;
  • меньшая токсичность.

Однако по ряду параметров NiMH-аккумуляторы все же проигрывают NiCd. У них меньше циклов заряда/разряда (около 500), более высокий саморазряд (выше в 1,5-2 раза) и более высокая цена.

Литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы

Li-ion-аккумуляторы постепенно завоевывают позиции на рынке устройств мобильной связи, что обусловлено:

  • примерно вдвое большей емкостью, чем у NiCd того же размера;
  • низким саморазрядом (менее 1% в сутки);
  • отсутствием каких-либо требований к обслуживанию, за исключением необходимости хранения в заряженном состоянии.

Однако Li-ion-аккумуляторы некоторых производителей могут работать только при положительных температурах; они подвержены старению, даже если не используются, плюс высокая цена. Ухудшение емкости наблюдается примерно после года эксплуатации. Через два года аккумулятор практически выходит из строя. Поэтому Li-ion-аккумуляторы не рекомендуется хранить в течение длительного времени.

Литий-полимерные(Li-рol) аккумуляторы

Li-рol-аккумуляторы совсем недавно появились на рынке сотовых телефонов и портативных компьютеров. При такой же примерно плотности, как и у Li-ion-аккумуляторов, Li-pol могут иметь различную геометрическую форму - например, они могут быть очень тонкими, чтобы занимать любое свободное место.

Как покупать аккумуляторы

Первое, на чем стоит остановиться, - это вес, габариты и цена. NiCd - самый большой и самый тяжелый, он примерно в два раза толще и тяжелее, чем Li-ion. NiMH-аккумулятор ощутимо легче и меньше, чем NiCd, но больше и весомее, чем Li-ion. Аналогичная картина и по цене: насколько дешев NiCd-аккумулятор, настолько же дорог Li-ion.

Второй момент. При продаже аккумуляторов обычно не афишируется срок их службы. Если NiCd при правильной эксплуатации может продержаться года три и больше (даже при ежедневной зарядке), то NiMH при интенсивной эксплуатации хватит всего на год с небольшим, а Li-ion примерно на полтора - два. NiMH-аккумулятор исчерпает ресурс по числу циклов заряда/разряда, а Li-ion просто состарится, даже если возможное для него количество циклов не будет исчерпано, и он будет просто лежать на полке.

За длительную эксплуатацию NiCd-аккумуляторов потребуется заплатить повышенным вниманием к их обслуживанию. Рекомендуется разряжать их до конца перед очередным зарядом, и периодически, примерно раз в месяц, проводить восстановительные циклы. Эти же требования, хотя и в меньшей степени, относятся и к NiMH-аккумуляторам (восстановительные циклы здесь требуются раза в два реже). В этом плане Li-ion-аккумуляторы - безусловный лидер: они не требуют никакого специального обслуживания. Их можно заряжать в любое время дня и ночи, не дожидаясь полного разряда.

Третье. Старайтесь покупать аккумуляторы того же производителя, что и ваш телефон. Фирменные аккумуляторы, как правило, имеют и фирменное качество. Если вам предлагают аккумуляторы другого производителя, проконсультируйтесь у тех, кто уже имел с ними дело. Обязательно получите согласие продавца принять аккумулятор обратно, если он вас не устроит, хотя бы в течение 2 недель. Сразу после покупки несколько раз проконтролируйте время работы вашего телефона с новым аккумулятором и сравните его с указанным в инструкции по эксплуатации. Сравните полученное значение со временем работы на прежнем аккумуляторе (учтите разницу в емкости). Оптимальный вариант оценки параметров аккумулятора - до или после покупки протестировать купленный аккумулятор на анализаторе типа Cadex 7000.

Однако даже при соблюдении всех условий и первоначальной 100% емкости аккумулятора в процессе эксплуатации может возникнуть преждевременное уменьшение его емкости, вызванное, например, нарушениями в технологии изготовления или какими-то вашими неправильными действиями. Поэтому было бы неплохо периодически контролировать параметры аккумулятора на анализаторе.

Общие правила эксплуатации аккумуляторов

1. Для увеличения срока службы новые NiCd- и NiMH-аккумуляторы поставляются, как правило, в разряженном состоянии, поэтому перед использованием необходимо провести полный заряд аккумулятора. Максимальной емкости аккумулятор достигает через 3 - 4 цикла заряда/разряда. Это правило справедливо и для Li-ion-аккумуляторов, но они поставляются уже в заряженном состоянии.
2. Для увеличения срока службы и емкости NiCd- и NiMH-аккумуляторы необходимо полностью разряжать (в телефоне или зарядном устройстве) перед последующим зарядом. Рекомендуется заряжать аккумулятор после того, как оставленный включенным телефон сам отключится из-за разряда аккумулятора.
3. Если по той или иной причине у вас нет возможности полностью разрядить NiCd- или NiMH-аккумулятор перед зарядом, сделайте это позднее. И хотя бы дважды в неделю производите циклы полного разряда/заряда.
4. Очень удобно иметь запасной аккумулятор. Это позволит вам постоянно доводить NiCd- или NiMH-аккумулятор, находящийся в телефоне, до полного разряда и тем самым увеличить срок его эксплуатации. Кроме того, вы застрахуетесь от случайных поломок и будете избавлены от необходимости заряжать аккумулятор, если он вдруг закончит работать в середине рабочего дня.
5. Не оставляйте аккумулятор в холодных или теплых местах, например в автомобиле зимой и летом или около радиатора. Телефон с переохлажденным аккумулятором может временно не работать, даже если он полностью заряжен. Старайтесь хранить аккумулятор при температуре от 15°С до 25°С (предельные температуры для NiCd- или NiMH-аккумуляторов - от -20oС до +45oС и от 0oС до 45oС - для Li-ion).
6. Не стоит заряжать теплый или холодный аккумулятор. Подождите, пока он нагреется до комнатной температуры. Оптимальная температура для заряда 15 - 25oС.
7. Время работы с заряженным аккумулятором зависит от его реальной емкости, интенсивности разговоров по телефону, от расстояния, которое отдаляет вас от базовой станции, от режима работы и температуры окружающей среды.
8. Используйте зарядные устройства из комплекта поставки вашего телефона или купленные у вашего оператора сотовой связи именно для вашего типа аккумулятора.

© В.Васильев / Mobile News Review


В статье использованы материалы сайта www.cadex.com (с разрешения г-на Isidor Buchmann, основателя и главы компании Cadex Electronics Inc., in Burnaby (Vancouver), British Columbia, Canada). Более подробная информация приведена на странице www.mari-el.ru/marmobile/battery.

Опубликовано 29 марта 2000 г.


«««