Проект Мобильный Офис Проект Мобильный Офис

на главную

ТехподдержкаСтатьи

Техподдержка:

Стандарты и технологии

Статьи

Обзоры

Глоссарий

Драйверы

Ссылки





Nokia в Азии: видение будущего глазами президента компании

Jorma Ollila Предлагаем вашему вниманию небезынтересное интервью с президентом финской телекоммуникационной компании Nokia Джормом Оллилом (Jorma Ollila), который, кстати, занял сей пост в 1985 году и удерживает его уже в течение 16 лет. Что есть компания Nokia, наверное, не надо объяснять, учитывая хотя бы тот факт, что ей принадлежит 30% для мирового рынка мобильных телефонов. И это надо заметить, скорее всего, феномен, учитывая то, что компания произросла в стране, в которой проживает от силы 5 миллионов человек.

Но переходим непосредственно к диалогу, который проводило информационное издание Nikkei Business. Естественно, что это агентство интересовалось вопросами, касательно азиатского рынка, однако и такая направленность весьма интересная.


Nikkei Business (Q): Рынок мобильных телефонов переживает не самые свои лучшие времена, учитывая то, что уровень продаж мобильных телефонов в прошлые годы был значительно выше. Каков будет ваш анализ при сложившейся ситуации?

Оллил (A): Два значительных фактора тормозят ИТ-индустрию. Первый из них - это то, что экономика основных стран пошла на спад, и одной из причин я называю события, имевшие место 11 сентября. В тоже время, в мобильной телекоммуникационной индустрии технология постоянно претерпевает изменения. В качестве примера можно привести процесс трансформирования аналоговой технологии в цифровую. А сейчас индустрия находится в переходном периоде к пакетной передаче данных, которую нам могут предложить мобильные системы 2.5 и 3 поколений. Экономический спад некоторых стран произошел не в самое подходящее время, так как основные игроки телекоммуникационного рынка в настоящий момент решают вопросы по модернизации сетей с последующим плавным переходом на новый этап предоставления мобильных услуг. По-моему мнению, 2002 год станет переломным, когда ведущие операторы мобильной связи начнут делать шаги к развертыванию сетей мобильной связи третьего поколения, кроме того, в этом году на мировом рынке появятся мобильные телефоны 3G.

Q: Когда вы заметили, что рынок пошел на спад?

A: В конце декабря позапрошлого года и в январе прошлого, мы обнаружили, что рынок уже совсем не тот, коим он нам представлялся ранее. Но мы очень хорошо продумали нашу стратегию даже на случай сужения рынка. Поэтому компания Nokia просто начала делать намеченные заранее шаги и не сильно пострадала. Действия в бизнесе при спаде на рынке похожи на вождение автомобиля, когда резкое нажатие тормоз, при высоких скоростях очень опасно. Причем именно перепад скорости, а не сама скорость. Мы, например, сократили штат сотрудников на 3500 человек, т.е. всего на 5%, в то время как нашим конкурентам пришлось увольнять гораздо большее число сотрудников.

Q: Японских производителей и ОЕМ мобильных телефонов не затронула эта волна экономического спада и им неизвестно то чувство, когда на рынке господствует перепроизводство. Но они жалуются, что на их рынок повадились зарубежные производители, и в их числе компания Nokia, вот поэтому им грозит то же самое.

A: Информация по всему миру одна и та же. Мы читаем одинаковые газеты, слушаем одинаковые экономические новости, узнаем прогнозы от агентств CNN, Databank и из Интернет. И производителям всегда труднее, чем, например, информационным сферам, так как жизненный цикл товара значительно длиннее, и вот поэтому-то и происходит перенасыщение рынка или другими словами - перепроизводство. Поэтому это, очень сложная сфера бизнеса в быстроизменяющемся информационном пространстве, в котором мы с вами живем.

Q: В Японии компания NTT DoCoMo уже начала предоставлять мобильные сервисы 3 поколения. Но я слышал, что в европейские пользователи вполне довольны сервисом WAP и многие из них пока не чувствуют необходимости в переходе на 3G.

A: Можно провести четкую аналогию между тем, что переживают операторы сейчас и что происходило в 1991-1994 годах, когда перед ними встал вопрос о переходе с аналоговых систем к цифровым. Трансформационный процесс занял почти три года. Сейчас мы имеем то же самое с 3G. Конечно, многие пользователи не имеют представления о том, что могут им дать мобильные услуги следующего поколения, отсюда и недоверие. Кроме того, даже при уже предлагаемых новых сервисах, пользователям требуется время для ознакомления и адаптации. Но когда технология уже будет развернута в полной мере, она, несомненно, начнет приносить прибыли. Если вы зададитесь вопросом, зачем нужен 3G, то простой ответ включает, по крайней мере, два пункта: для более качественных голосовых и информационных услуг и для расширения спектра предоставляемых сервисов. А исследования, которые мы проводили, показывают, что большая часть пользователей уже готова к переходу на 3G.

Q: Каковы ваши планы относительно Китая?

A: Наше присутствие на рынке этой страны началось примерно десять лет назад и в настоящий момент мы имеем в Китае порядка семи заводов. В прошлом году в этой стране мы получили выручку около 2,5 млн. долларов и эта цифра намного выше, чем сумели выручить в Китае все другие телекоммуникационные производители. Мы находимся под впечатлением от того, как бурно развивается экономика этой страны, и надеемся, что мы будем способствовать этому процессу. Кроме того, это и обратная связь, поэтому мы ожидаем, что сумеем получать значительные прибыли в этой стране. Так, например, на рынке Америки доля Nokia составляет 17%, а в Китае - 13%.

Q: Что вы ожидаете от рынка Японии?

A: Япония, и это не секрет, является одной из самых быстроразвивающихся телекоммуникационных держав в мире. Однако удержаться на японском рынке не так-то и легко. Это связано с тем, что в этой стране сильны национальные традиции, кроме того, собственные производители достаточно сильны и конкурентоспособны. Еще одно обстоятельство, идущее им на пользу - производители имеют налаженные тесные отношения с японскими операторами, поставщиками мобильных услуг. Все время, работая на японском рынке, нам приходится учиться и приспосабливаться, а это, согласитесь, не так уже и просто. Но мы надеемся, что сумеем занять более устойчивую нишу с широкомасштабным приходом 3G. Компания Nokia будет являться одним основных поставщиков терминалов 3G для японского оператора мобильной связи, компании J-Phone, когда та начнет предоставлять мобильные сервисы следующего поколения.

Q: Насколько глубоко вы неудовлетворенны своей работой на японском рынке, в особенности учитывая тот факт, что вы не можете реализовывать в этой стране свое телекоммуникационное оборудование. Кроме того, ваше присутствие на этом рынке значительно ниже, чем на рынках других экономически развитых стран.

A: На рынке Японии мы применяем немного другую стратегию, чем на рынках других стран. Это связано с тем, что основное свое внимание мы концентрируем на разработке двухдиапазонных мобильных телефонов - GSM и CDMA. Это стандарты, которые распространены по всему миру, но для японского рынка они не подходят в своей первоначальной конструкции. Поэтому мы оказались в ситуации, когда нам практически не с чем выйти на этот рынок и необходимо полностью приспосабливаться под нужды пользователей, осматриваясь на то, что могут предложить конкурирующие производители. Однако, я осмелюсь повториться, эта тенденция должна коренным образом измениться, когда большинство японских операторов перейдут к развертыванию сетей следующего поколения.



Ссылки

Оригинал интервью: "Always Prepare for Sudden Slowdowns: Nokia CEO Ollila"



© Hirotomo Nomura, Editor-in-Chief / Nikkei Business
© Перевод: Фаина Курочкина / Проект "Мобильный Офис"

Опубликовано 20 января 2002 г.


«««