Проект Мобильный Офис Проект Мобильный Офис

на главную

ТехподдержкаСтатьи

Техподдержка:

Стандарты и технологии

Статьи

Обзоры

Глоссарий

Драйверы

Ссылки





Сервис коротких сообщений (SMS): удобства очевидны


< ! > Согласно недавнему исследованию компании Logica plc. к декабрю 2002 года пользователи мобильных телефонов будут посылать около 100 млрд. SMS-сообщений ежемесячно, т.е. каждый абонент, каждый день будет получать в среднем 3 сообщения. И никакие технологии 3G, WAP и прочие не снизят популярности SMS. А начиналось все в "далеком" 1991 году, когда Европейским институтом стандартов в области телекоммуникаций (ETSI) была предложена идея обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями...

Развитие SMS

На первых порах служба SMS рассматривалась как дополнение к существующим услугам сотовой телефонной связи. С появлением мобильных аппаратов, небольшие экраны которых могли отображать алфавитно-цифровую информацию, их владельцам стало значительно удобнее пользоваться стандартными функциями (такими как идентификация вызывающих абонентов, ожидание и переадресация звонков, оповещение о поступивших сообщениях голосовой почты и т. д.). Возможность набора и чтения коротких текстов на экране карманного телефона вызвала желание использовать его и в качестве средства двусторонней пейджинговой связи и позволила абонентам отказаться от дополнительного устройства.

В дальнейшем, по мере совершенствования сетевой инфраструктуры и терминальных устройств, круг приложений, поддерживаемых службой SMS, расширялся. Сначала он охватил функции электронной почты и факсимильной связи, различные виды информационного обслуживания мобильных пользователей (биржевые сводки, новости, погода), а затем - и интерактивные услуги (доступ к банковским счетам и ресурсам Интернет).

Отличительной особенностью службы SMS (и одним из ее преимуществ перед традиционной пейджинговой связью) является гарантированная доставка сообщения адресату. Сообщение поступит на мобильный телефон независимо от того, ведется ли в данный момент по нему разговор (обмен данными) или он находится в режиме ожидания. Послание, в конце концов, дойдет до адресата и в том случае, если последний временно недоступен (например, он находится вне зоны действия сотовой сети или его телефон выключен). Система автоматически определяет факт неудачной попытки соединения, запоминает сообщение и хранит его до тех пор, пока связь с получателем не восстановится.

Концепция и архитектура SMS

Для организации службы SMS создается так называемый центр обработки сообщений (Short Message Service Center - SMSC), который и выполняет все функции, связанные с получением, промежуточным хранением и контролем за доставкой сообщений мобильным пользователям. В структуре SMSC оборудования обычно выделяют типовые компоненты: это сервер сообщений (непосредственно занимается обработкой сообщений и отслеживает их доставку) и шлюзовое устройство. Последнее обеспечивает взаимодействие сервера с элементами сетевой инфраструктуры (центром коммутации мобильной связи MSC, опорным регистром местонахождения HLR), интерфейс со службами голосовой и электронной почты, а также связь с внешними для данной сети источниками сообщений, например центрами SMSC других мобильных систем.

SMS в сетях GSM

Хотя поддержка технологии SMS предусмотрена во многих стандартах сотовой и PCS-связи, эта служба получила наибольшее распространение в сетях GSM.

Стандарт GSM предусматривает возможность реализации двух видов услуг SMS - индивидуального обмена информацией и вещания.

Режим индивидуального обмена сообщениями по схеме точка-точка предполагает передачу между мобильной станцией абонента и центром обработки сообщений блока данных размером не более 160 байт с подтверждением его получения принимающей стороной. Ограниченный объем информации и использование для ее транспортировки сигнального канала позволяют осуществлять передачу непосредственно во время телефонного разговора абонента; при этом не оказывается сколько-нибудь существенного влияния на речевой и служебный трафики.

Предназначенные для мобильных пользователей сообщения могут поступать в SMSC от абонентов той же или других сетей, по каналам передачи данных различных информационных служб, а также набираться вручную оператором центра, принимающим звонки по обычным телефонным линиям.

Отправляемое сообщение вместе со служебной информацией (адресом получателя и меткой времени) передается с сервера SMSC на интерфейсное устройство, которое запрашивает базу данных HLR и определяет текущее местонахождение абонента. Затем сообщение в виде сигнального пакета (MAP message) направляется в соответствующий центр коммутации сети. Последний устанавливает связь с мобильной станцией (если она не была активизирована ранее вызовом речевой связи) и передает ей данные, используя протокол сигнального канала.

Полученный текст отображается на экране, запоминается в идентификационном модуле сотового телефона (Subscriber Identity Module - SIM) либо пересылается на другое устройство, например ПК. Если соединение с мобильной станцией не состоялось, MSC сообщает об этом в центр SMSC и просит повторить передачу, когда связь станет возможной.

Сообщения от пользователя (набранные им с клавиатуры сотового телефона, предварительно записанные в модуле SIM или передаваемые с помощью компьютера) проходят тот же путь в обратном направлении, до сервера SMSC, который затем посылает этому пользователю подтверждение приема.

Режим вещания предназначен для односторонней передачи сведений общего характера (сводки погоды, условия дорожного движения и т. д.) мобильным пользователям, находящимся в данный момент в пределах всей сотовой сети или определенной ее части. В некотором смысле он аналогичен службе телетекста, используемой в телевидении.

Текстовые сообщения формируются в центре вещания SMS (Cell Broadcast Short Message Service). Они адресованы одновременно всем абонентам и подтверждения факта приема не требуется, поэтому сообщения поступают (непосредственно или через контроллер) на базовые приемо-передающие станции (БС), минуя центр мобильной коммутации. От БС до мобильной станции такие сообщения передаются по одному из служебных каналов общего пользования (Broadcast Control Channel - BCCH), предусмотренных спецификациями GSM. Следует отметить, что в пределах сотовой сети могут создаваться несколько центров вещания, обслуживающих разные ее участки (группы ячеек), однако каждая из базовых станций (или контроллеров БС) должна быть соединена только с одним из них.

Сами сообщения составляются в центре вещания или поступают в него из различных внешних источников. Периодичность трансляции в эфир определяется содержанием сообщений (например, данные об интенсивности уличного движения должны обновляться чаще, чем сводка погоды) или графиком, согласованным с контент-провайдером. Стандарт GSM предусматривает передачу макросообщений, включающих в себя до 16 блоков текста (страниц), каждый из которых, в свою очередь, содержит примерно 80 символов. Все такие блоки имеют признаки принадлежности к какому-либо сообщению и порядковые номера, благодаря чему мобильные станции могут игнорировать повторно принятые сообщения.

Свои решения по организации двустороннего обмена короткими сообщениями и вещания в сетях GSM предлагают многие ведущие поставщики базового оборудования и терминальных устройств. В качестве примера можно указать системы MXE компании Ericsson и Nokia SMSC. Первая из них обеспечивает все основные функции центра SMS - от пересылки небольших текстовых блоков, уведомления мобильных пользователей о поступлении сообщений голосовой почты и факсов до выполнения различных приложений, основанных на использовании модулей SIM. Вторая поддерживает целый ряд функций, связанных с информационным обслуживанием абонентов, - передачу биржевых сводок, прогноза погоды, спортивных новостей и т. д.

Внутренний формат SMS-сообщения

Суммарный размер сообщения может достигать 163 байт, из которых:

  • 1 байт заголовка, содержит тип сообщения;
  • 7 байт "временная отметка SMS-центра", в формате YYMMDDHHMMSSZZ;
  • до 12 байт - адрес источника сообщения;
  • 1 байт - идентификатора протокола;
  • 1 байт - схема кодирования данных;
  • 1 байт - длина пользовательской области данных;
  • до 140 байт - собственно сообщение.

SMS в руках "нехороших" людей

Популярность службы SMS не могли оставить без внимания и хакеры. В июне этого года появился очередной вирус-"червь" I-Worm.Timofonica, написанный на VB-script, распространяющий свои копии по адресам из адресной книги и устанавливающий на зараженных компьютерах троянскую программу. Вирус как вирус, если бы не одно НО. При отправке каждого сообщения вирус посылает дублирующее сообщение на SMS-шлюз испанской сотовой сети MoviStar, указывая при этом случайный номер телефона. Кто автор вируса и при чем тут MoviStar, вернее, ее абоненты так и не выяснили.

Спаммеры тоже не дремлют - в апреле 2000 года от них досталось абонентам нескольких американских операторов сотовой связи. Отследить недобросовестных рекламодателей не удалось и чтобы прекратить лавину непрошеных сообщений операторам пришлось установить специальное ПО для отслеживания и уничтожения спама.

Напоследок нельзя не отметить, что SMS в руках шутников - это "страшная сила". В качестве подтверждения приведем одну, пожалуй, наиболее нашумевшую историю, которая произошла, вернее, началась в первой половине 1998 года с того, что к абонентам двух крупнейших сетей GSM в Великобритании, Omnipoint и Vodafone, стали поступать текстовые сообщения, содержащие поздравления с выигрышем ценного приза - автомобиля марки "Пежо". В сообщении указывался номер телефона, по которому следовало уточнить условия его получения. В результате сотрудники телефонного узла ни в чем не повинной текстильной фабрики в Ноттингеме (а именно ее телефон был назван в послании) несколько дней трудились в поте лица, отвечая на сотни звонков взволнованных людей.

Операторы вздохнули свободно, лишь когда канал пересылки сообщений SMS от Omnipoint к Vodafone был заблокирован. А закончилась история в начале февраля 1999 года: в Донкастере был арестован молодой англичанин, заваривший всю эту кашу. Таким образом, на поиски "шутника" ушел почти год. Как считают специалисты, для расследования потребовалось так много времени из-за трудностей, связанных с глобальным характером службы SMS в сетях GSM. Когда абонент какой-либо из них переезжает в другую страну, адресованное ему сообщение следует за ним по маршруту роуминга, и отследить все эти перемещения в обратном порядке очень непросто. В данном случае злоумышленник запутывал следы так. Он посылал сообщения, которые были адресованы абонентам GSM, живущим в его собственной стране, по электронной почте за океан, где они через серверы нескольких компаний попадали в Нью-Йоркскую сеть филиала Omnipoint и уже оттуда возвращались в Англию.


В заключение осталось отметить, что сервис коротких сообщений останется неотъемлемым элементом мобильных систем связи 3-го поколения (3G), стандартов IMT-2000 (International Mobile Telecommunication Systems) и UMTS (Universal Mobile Telecommunication System - европейская версия стандарта IMT-2000).


© Проект "Мобильный Офис"
по материалам журнала "Сети" (Издательство "Открытые Системы"),
РИА "РБК" и "Лаборатории Касперского".


Приложения:

описание портативной клавиатуры Chatboard для сотовых телефонов Ericsson (на фото вверху)

отправка сообщений в кириллице

транслитерация сообщений

отправка SMS с e-mail на мобильный телефон

отправка SMS через Интернет


Опубликовано 28 июля 2000 г.


«««